igoritkin (igoritkin) wrote,
igoritkin
igoritkin

Categories:

Бог и технология.



Бог и технология.


Достаточно развитая технология неотличима от чуда.
Артур Кларк.

Данная статья очень для меня нетипична. Обычно я публикую пересказы чужих статей, содержащих те или иные факты, но ни в коем случае не оценки и не рассуждения.
Но сейчас я пишу именно свои рассуждения. Они основаны на ответах участников клуба на вопрос «что есть бог». Я сразу опускаю психологический и политический аспект, поскольку он скорее касается вопроса «зачем бог нужен человеку».
Большей частью определение бога сводится к «творец всего сущего». Что ж, как ни странно, люди кое что понимают в творчестве. Не будучи богами, мы знаем, как сотворить довольно много всяких штук. Такое умение назвается технологией. Технология, как известно, постоянно развивается и то, что было невозможно сотворить вчера становится реально сделать сегодня.
Вероятно, мои читатели слышали о Культе Карго.. Это культ, распространённый на некоторых островах Меланезии среди племён, до сих пор живущих охотой и собирательством. Во время 2 Мировой Войны англичанами и австрлийцами на некоторых островах были устроены аеродромы, так что приходившие к ним с целью выменять что либо ценное аборигены видели солдатские будни, прилетающие и улетающие самолёты и всё такое. Кроме того почти на всех островах осуществлялись сбросы всяких полезных (в основном мелаллических) вещей – ножей, топоров, кастрюль и прочей для жителей джунглей исключительно ценной утвари. И вот эти люди решили, что самолёты это как минимум посланники богов (им даже сбрасывали портреты этих богов, царской четы Елизаветы II и принца Филиппа, причём живущие в строгом патриархате островитяне решили, что богом является принц Филипп, а не королева Елизавета, в этом качестве принц Филипп почитается на островах до сих пор), а солдаты на аэродроме выполняют некие ритуалы, которые этих посланников привлекают. И вот они вырезали из сучьев что то похожее на винтовки, научились ходить строем и в ногу, совершая эти ритуалы до наших дней.
Я пишу всё жто не для того, что бы развеселить моих читателей и не для того, что бы как то принизить меланизийцев. Культ Карго является ярким примером того, как легко принять за бога того, кто обладает высокой, выходящей за имеющиеся у людей знания и представления, технологией. Но какой бы технологией не обладали англичане, они определённо не боги. Можно себе представить некую цивилизацию, которая обладает технологией осуществления Большого Взрыва и тем самым способныой «сотворить всё сущее» во вселенной, которая в результате получится. «Большой Взрыв» в конце концов есть всего лишь некий естественный процесс, протекающий по определённым законам (хотя на пока и не ведомым), так что его вполне возможно воспроизвести. Поэтому если мы ситаем богом такую цивилизацию, мы ничем не лучше меланезийцев, поклоняющихся самолётам. Этим я хочу показать, что «творение» не обязательно есть божественная привелегия. На это саособен кто угодно, обладающий соответствующей технологией.
Но если не «творение», что тогда является аттрибутом бога? Что, собственно, делает бога богом, отличает его от любого сколь угодно технологически развитого существа?
Я утверждаю, что бога отличает всеобъемлемость. Где слово «все» нужно понимать совершенно буквально.
Бог ДОЛЖЕН БЫТЬ всемогущим, включая сюда способность нарушать любые законы природы, иначе это не бог. Потому что технология, сколь угодно сложная, ВСЕГДА подчиняется законам природы, а мы уже знаем, что технология это не обязательно бог.
Бог так же ДОЛЖЕН БЫТЬ всеведующим, в каждый момент времени располагать всей информацией мира одновременно, потому что без этого всемогущество невозможно. Если ты чего то не знаешь, твои возможности ограничены этим незнанием. Кроме того, если уж ты всемогущ, что может помешать тебе узнать то, чего ты не знаешь?
Бог так же ДОЛЖЕН БЫТЬ вездесущим, в смысле везде находиться одновременно. Это вытекает из всеведения и всемогущества.
Кроме того, бог должен обладать личностными качествами, такими как желания, воля, настроение в конце концов. Если бог не будет иметь личностных качеств, он ничем не будет отличаться от законов природы. Законы природы действуют сами по себе, в определённых условиях они срабатывают определённым образом с полной неизбежностью. Бог, что бы что то сделать, должен этого ЗАХОТЕТЬ. Иначе как он сможет нарушить законы природы? А без этой способности он и не бог вовсе, как мы уже знаем.
Ну и в завершении осталось показать, что обязательные для бога аттрибуты – всемогущество, всезнание, личностность – невозможны. Это довольно легко, поскольку каждое из этих качеств несёт в себе неразрешимое противоречие.
Известный ещё со средневековья Парадокс Всемогущества заключается в том, что всемогущее существо не может сделать камень настолько тяжелый, что бы оно не смогло его поднять. Тут одно из двух – или не можешь поднять, или можешь. Но если можешь, условие неподъёмности невыполнено, что накладывает ограничение на всемогущество, которое перестаёт быть «все», становясь всего лишь могуществом. А это уж точно не божественная категория.
Невозможность всеведения чаще обосновывают принципиальной неопределённостью квантового мира, но можно привести и более схоластический аргумент. Всеведение неизбежно включает так же и всеведение о себе. Т.е. бог всеведующий должен знать о себе всё, включая и все свои будущие действия. Тем самым он лишен свободы выбора и, соответственно, не может быть всемогущим, поскольку он НЕ МОЖЕТ поступить иначе, чем он уже знает.
Отсюда разумеется вытекает и невозможность наличия у бога личностных качеств.

P.S. Вообще то точная цитата Кларка «Любая достаточно развитая технология неотличима от магии», но я специально слегка изменил её, не нарушив смысла.

Tags: личное, религия
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments