?

Log in

No account? Create an account
Новые профессии.
igoritkin
Новые профессии.

То и дело можно встретить публикации, предрекающие, что развитие всемогущего Искусственного Интеллекта оставит людей не у дел. Что нужно готовить детей не к тем профессиям, которые существуют сегодня, а к тем, что будут завтра. Или к жизни вообще без занятия.
Между тем постоянно появляются новые профессии и внимательный взгляд немедленно обнаруживает, что к ним невозможно было никого подготовить заранее, поскольку никто и гадать не мог, что подобные занятия появятся. С другой стороны эти профессии являются лучшим свидетельством в пользу ограниченности возможностей Искуственного Интеллента и неограниченности возможностей естественного. Да Искусственный Интеллект на подобной работе с ума сойдёт, а естественный справляется с ней как ни в чём не бывало.

1. Закупщик Интеллектуальных Прав.

В общем, уже не секрет, что Интернет это большая свалка. Мало кому известно, но теоретически вещи, выброшенные на свалку всё ещё являются собственностью их владельцев (если только они не получили за них деньги, как, скажем, при сдаче металлолома). Но всем ясно, что это право собственности не более чем условность. Практически точно так же обстоят дела с информацией, публикуемой в Интернете. Все бесчисленные видео с котятами или детскими праздниками кому то принадлежат, но собственникам от этого чаще всего ни тепло и ни холодно. Хотя, конечно, есть и исключения. Некоторые видео приносят вполне неплохие деньги. Так возникла идея покупать авторские права до того, как видео серьёзно раскрутится.
Прошу любить и жаловать – Закупщик Интеллектуальных Прав. Он сидит и день деньской смотрит всю эту бодягу о бездарно проведённых отпусках, беспомощных упражнениях в кунг-фу или о не по кошачьи мяукающих кошках. Тысячи, десятки тысяч видео. Время от времени он, если считает видео перспективным, связывается с их авторами и откупает права. Если в 2015 на это было потрачено 5 млн., то в этом (2018) году ожидается, что сумма закупок достигнет 20 млн.
Главный доход, однако получают не от астрономических количеств просмотров, как можно было бы ожидать, а от продажи прав на использование третьим лицам – всяким там рекламным фирмам, продюсерам, желающим, что бы в кадре кинофильма перед главным героем на экране телевизора (монитора) было что то всем знакомое и всё в таком духе.

2. Агент по Оружейному Реализму.

В каком то смысле эта работа похожа на предыдущую, речь идёт о правах на интеллектуальную собственность. Вот только это не купля продажа, а посредничество, так что работа больше похожа на занятие маклера по недвижимости. Клиентами выступают не продавцы/покупатели квартир, домов и замков, а компании производители компьютерных игр и производители вооружений. Трудно сказать, кто больше заинтересован в сотрудничестве. В принципе, производители компьютерных игр могли бы руководствоваться чистой фантазией и некоторые так и поступают. Но тенденция идёт в сторону повышения реализма, как героев игр, так и используемого ими оборудования, так и ситуаций, в которых они участвуют. А что бы использовать в игре какой нибудь пистолет или гранату, нужно согласие владельца интеллектуальных прав на эти штуки. Со своей стороны, оружейники, как обладатели интеллектуальной собственности, желают что то иметь с того, что их продукция используется в виртуальном мире. С другой, они заинтересованы в рекламе. Каждый раз, как какое нибудь навороченное орудие убийства показвается в блокбастере, спрос на него резко возрастает. Так что роли покупателя и продавца не закреплены жестко. То оружейники платят за то, что бы их стволы маячили перед глазами игроков, то компьютерщики платят за то, что бы использовать что то действительно новое и настоящее. Не последнюю роль играет и секретность, как коммерческая так и военная. Оружие должно быть реалистичным, но не на 100%, что бы не выдавать секретов конкурентам или потенциальному противнику. Заботится об этом, в частности вести переговоры с министерством обороны тоже входит в обязанности Агента по Оружейному Реализму.

3. Ответственный за Годзиллу.

Нужно признать, что профессия пока актуальна только для Японии. Но это легко транспонировать в другие культуры. В России это будет Ответсвенный за Змея Горыныча, в Германии Ответственный за Румпельштильцхена, в Америке Ответственный за... ну, не знаю, мне ничего кроме Дональда Трампа в голову не приходит, а быть за него ответственным, боюсь, много желающих не найдётся.
Как бы то ни было, суть работы заключается в исполнении роли того, за кого ты отвечаешь. Нет, нет, не в кино или на детских утренниках, упаси боже. В реальной жизни. Под «исполнением роли» следует понимать представительство интересов. Вы не поверите, но Годзилла подписывает реальные финансовые документы, принимает решения о производстве фильмов и изменениях в сценариях. Подчёркиваю, это делает Годзилла, лично. Отвечающего за неё человека можно было бы назвать юридическим представителем, но он нечто большее. Юридический представитель оперирует хотя и от чужого лица, но всё таки под своим собственным именем. Ответственный за Годзиллу, если он выступает от лица Годзиллы, юридически считается самой Годзиллой. Каждый месяц Ответственный за Годзиллу проводит конференцию (Godzilla Strategic Conference) именно в качестве Годзиллы (а не от её имени, как можно было бы подумать), на которой обсуждаются текущие и будущие дела Годзиллы. Имя Ответственного за Годзиллу якобы не фигурирует даже в ведомости зарплаты! Только имя Годзиллы. Ну и актёра, который реально скрывается под костюмом. Но тот ни за что не отвечает, кроме как за движения перед камерой.

4. Хореограф изнасилований.
То что драки в кино являются постановочными номерами, уже не новость. Все единоборства, голыми ли руками или с оружием, отрабатываются со специальными хореографами. Причём специализация весьма узкая. Хореограф по карате скорее сделает себе харакири, чем возьмётся ставить салунную поножовщину.
Но не только драки и смертоубийства требуют профессионального подхода. Так что на свет божий появляются хореографы по всем видам деятельности. Хореограф по изнасилованиям среди прочих. В обязанности входит не только обеспечение убедительности происходящего, но так же и обеспечение безопасности, как физической, так и психологической. Т.е. изнасилование происходит максимально реалистично, но все расстаются здоровыми и довольными друг другом. Интересно, где можно было бы такому научиться? И вообще, не успеешь оглянуться, как появится хореограф по походам в магазин (с обеспечением физической и психологической безопасности), хореограф по поездкам в переполненом транспорте (в этом случае без обеспечения) и хореограф по участию в родительских собраниях с очередным сбором средств на что нибудь.

Восточная поэзия.
igoritkin
Восточная поэзия.

В пунктах анкет «Хобби» я пишу «самообразование». Сейчас это уже не вполне соответствует действительности. Я большей частью всего лишь ищу факты, о которых было бы интересно рассказать хотя бы самому себе. Но в своей бурной (или скучной, в зависимости от точки зрения) молодости дело обстояло иначе. Я выбирал тему и пытался разобраться в ней хотя бы на уровне дилетанта – о чём речь, что означают используемые термины, каковы основные мнения и, главное, какие интересные люди с этим связаны (даже если речь идёт, скажем, о спелеологии или химии).
Уже около 40 лет назад я познакомился с Омаром Хайямом. Честно, будь моя воля, его бы включили в программу предмета «Иностранная Литература». Но меня это знакомство вывело на исламскую поэзию вообще.
Поэзия в исламском мире и до сих пор имеет весьма большую популярность. В своём рассказе бывший американский военный губернатор одной из провинций Ирака специально отмечает, что первая делегация, которую он принял, пришла за разрешением воссоздать разогнанное Саддамом Хуссейном Поэтическое Общество. Прямо посреди всё ещё идущей войны.
В процессе моего знакомства с клаасической исламской поэзией мне повстречалось много интересных и необычных людей, о некоторых из которых я и хочу пвссказать. Это не будут биографии, которые можно посмотреть в Википедии. Это будут скорее неожиданные вещи, каких не ожидаешь, знакомясь с исламским творчеством.
Любопытно, но если на вскидку составить список известных нам (немусульманам) поэтов, окажется что большинство из них происходит из шиитской, ираноязычной среды. Я понятия не имею, почему это так.

1. Рабия.


Фото 1 – изображение Рабии, созданное более 300 лет после её жизни.

Когда знакомишся с историей через судьбы людей, получаешь историю начальников. В лучшем случае историю людей высших классов. Тем более впечатляют встречи с исключениями.
В 8 веке н.э. примерно полстолетия спустя гибели Сасанидской Империи, в славном городе Басра в обычной семье родилась девочка. Она была уже четвёртой дочерью и имя получила соответствующее – Рабия (Четвёртая). Согласно лененде она достаточно рано осиротела и, вполне возможно, одно время была рабыней.
Просто представьте – девочка рабыня в доминируемом мужчинами и деньгами обществе. Какие у неё были шансы? Но (как говорят на Востоке) милостивый Аллах поместил у неё между ушами сокровище. Вероятно, в только что исламизированном обществе нравы ещё не устоялись. Или были ещё относительно либеральными. Как бы то ни было, Рабия, будучи рабыней (или просто малообеспеченной) умудрилась получить образование. Нет, о том чтобы ходить в школу (медресе) и речи идти не могло. Но в мечети межде службами проходили уроки Корана. В исламе и до сих пор, хотя мужчины и женщины молятся раздельно, доступ в мечеть между службами равный. Так что она, вероятнее всего, приходила, садилась в уголке и слушала. И запоминала, став старше, она могла читать Коран наизусть (т.е. была хафизом, как называют людей, знающих Коран наизусть). Впрочем, «Уроки Корана» включали в себя не только чтение Священной Книги. Там читались и всяческие комментарии, излагались богословские учения, часто выраженные в стихотворной форме. Учение, которое излагалось в 8 веке в Басре нынче назвается суфизмом. Это весьма сложное, в основе своём иррациональное учение, суть которого я излагать отказываюсь. В 8 веке, однако, это ещё не было вполне оформленная и признанная философия. Более того, последователи находились в оппозиции к властям предержащим. Одним из пунктов критики было (как это частенько бывает) «неправедное обогащение», что должно было бы найти отклик в душе рабыни. Суфизм проповедовал аскетический образ жизни и, в целом, не удивительно, что Рабия стала суфием и аскетом, только что женского пола. Не ясно, каким именно образом, но она умудрилась не только запомнить наизусть всё, что ей читали, но и самостоятельно научиться читать и писать. Как бы то ни было, но это было не только лучшее, но и единственное, что могли ей предложить тогдашняя культура и общество.
Знакомясь с такими людьми, испытываешь странное чувство. Вот, Аллах или природа снабдили их удивительным по мощности инструментом, поразительной способностью к постижению и творчеству. И не снабдили их достойным их таланта метериалом для мышления. Боже мой, всё что она могла найти в окружающем её мире, это была так называемая «суфийская наука», которая к тому же в 7 веке ещё только складывалась. В принципе, в её распоряжении могли так же оказаться труды древних греков. Но, сколько можно судить, это осталось за пределами досягаемости рабыни-самоучки из Басры. В лучшем случае идеи античных авторов доходили до неё обосредствованно, через мусульманские труды. Или же она доходила до них сама, своим недюженным разумом.
Она прожила вполне достойную жизнь – 74 года. Начиная с известного момента, она в качестве суфия пользовалась заметной известностью, так что о ней помнили даже и столетия спустя. Она, будучи аскетом, разумеется не вышла замуж и осталась независимой личностью, практически ведя мужской образ жизни. Согласно традиции считается, что похоронена она не где нибудь, а на Масленичной Горе под Иерусалимом (был завоёван мусульманами примерно ста годами ранее жизни Рабии). Мечеть над её могилой относится к 18 веку, но это уже как минимум третее здание на этом месте.
Как можно себе представить, Рабия является редкостным исключением. Поэтов женского рода в исламе вообще очень мало (разве что в современном чуть по больше), равно как и суфиев. Раз уж пишешь о поэте, нужно привести хотя бы одно стихотворение. Я нашел один на мой взгляд недурной перевод.

Когда из страха перед адом
Тебя люблю я, Боже мой,
Пусть вечно будет ад наградой
Душе отвергнутой Тобой.

Когда мечта о светлом рае
Всю жизнь влечет меня к Тебе,
Скажи, из рая изгоняя:
Да будет ад в твоей душе.

Но если Ты один - священный
Предмет любви моей души,
Молю, красы Твоей нетленной
Меня навеки не лиши.

2. Фирдоуси.


Фото 2 – Могила Фирдоуси в его родном городе Тусе (Иран).

Ну, представлять автора самого большого когда либо созданного одним человеком литературного произведения не нужно. Он прожил 85 лет, так что 35 лет, потраченные на написание «Шахнаме» это всего лишь около половины его творческой жизни. При желании, он мог бы написать ещё одну поэму такого же объёма. Предание утверждает, что он (едва ли не единственный) помнил своё произведение наизусть, все 104.018 строк, даже и в глубокой старости.
Жанр Шахнаме можно определить как литературная летопись. Это не строгое изложение исторических фактов. Но определённо известно, что покрайней мере с определённого момента в поэме выведены реальные исторические личности, которые совершают реальные исторические поступки. Поэму вообще делят на «мифическую» и «историческую» часть. Вероятно, в силу происхождения и связей своей семьи, он имел доступ к недошедшим до нас источникам, даже и доисламским. Фирдоуси определённо знал языки, как так называемый авестийский (язык древнего Ирана), так и пехлеви (разговорный язык сасанидского царства). Так что вполне возможно, что и «мифическая» часть содержит в себе историческую правду, хотя бы частично.
Поэма была заказная, но заказчик (султан Махмуд Газневи) отказался платить. Фирдоуси ответил на это единственным, чем мог – написал сатирическую поэму на султана, после чего вынужден был скрываться от его гнева. Конфликт с властями дошел до того, что тогдашний муфтий города Туса (имя которого История не сохранила) запретил хоронить беженца на городском кладбище. Так что Фирдоуси был похоронен в саду собственного дома. Какое то время спустя над могилой возвели монумент и она стала местом поклонения.
Ещё более впечатляющим, чем размер поэмы и содержание, является её влияние на последующую культуру. Десятки, если не сотни поэтов (среди них выдающиеся) черпали из неё сюжеты для своих произведений. По количеству подобных заимствований «Шахнаме» занимает едва ли не первое место в литературном наследии Человечества (конечно, уступая Библии, которая, однако, не является произведением одного единственного автора). Причём это влияние не ограничивается исламским миром. Пожалуй самым неожиданным (и для нас интересным) отголоском «Шахнаме» является Пушкинския «Руслан и Людмила». С одной стороны она вдохновлена основанным на замимствованном из Шахнаме (через вторые или третие руки) «Витязе в Тигровой Шкуре» Шота Руставели. С другой «Сказкой о Еруслане Лазаревиче», сюжет которой тоже восходит к Шахнаме. Некоторые былинные подвиги Ильи Муромца настолько напоминают некоторые деяния Рустама, что речь вполне может идти о заимствовании (хотя, вероятно, не прямом).
Впрочем, на самом деле я хочу рассказать не о Шахнаме, как ни странно, а о путешествии одной идеи из головы в голову (не претендуя на полноту списка «голов»), одной из которых была и гениальная голова Фирдоуси. Это идея значения литературного творчества, в первую очередь письменного.
Ну, Вы помните Пушкинские строки:
«Я памятник себе воздвиг нерукотворный,
К нему не зарастёт народная тропа.»
Для всех образованных современников Александра Сергеевича было очевидно, что это довольно бесстыдное заимствование из Горация, которое при желании вполне можно было выдать за перевод, так что и не придерёшся.
«Exegi monumentum aere perennius
regalique situ pyramidum altius»
(Воздвиг я памятник вечнее меди прочной,
И зданий царственных превыше пирамид)
Чуть менее тысячи лет позже Горация та же идея пришла в и голову Фирдоуси. Причём довольно определённо можно сказать, что тот о Горации и не слыхивал, а мыслил вполне независимо:
«Я возвел своей поэзией высокий замок, которому не повредит ветер и дождь. Годы протекут над этой книгой, и всякий умный будет её читать… я не умру, я буду жить, потому что я посеял семя словесное.»
Впрочем, Гораций не был первым, кому в голову пришло, что написанного пером не вырубишь топором. Лет за 600 до него то же мысль выражает Гесиод. А ещё за 1000 лет до того ту же самую мысль записывает на папирус неизвестный древнеегипетский автор.

3. Низами.


Фото 3 – Мавзолей Низами в Гяндже (Азербайджан), постройка 1947 года.

Думаю, что Низами тоже особенно представлять не нужно. Хотя бы потому, что он практически наш земляк, по крайней мере тех, кто родился в СССР. Его родной город Гяндж, где он родился и умер, находится в Азербайджане. Тем не менее он перс (иранец) до мозга костей, разумеется. Низами несосмненно является самым талантливым заимствователем сюжетов Фирдоуси. Низами был одним из наиболее образованных людей своего времени и это, видимо сказалось. Мощный ум, помноженный на количество и разнообразие вмещённых в него знаний дали вполне ожидаемый результат. Насколько я могу судить, Низами стал атеистом, насколько это вообще было возможно в исламской среде 12 века. Его называют приверженцем суфийской мистики и я уверен, что для него с его умом и знаниями не составляло труда выражать свои мысли в такой форме. Но он определённо держался в стороне от религиозных или богословских вопросов, уделяя больше внимания людям, а не принципам.
В подтверждение этого своего мнения я приведу пару попавшихся мне уже около 40 лет тому назад стихотворений, которые до сих пор хранятся у меня в конспектах.

Вхожу ли я в мечеть, иду ли мимо храма,
Направо я иду, налево или прямо,
Я думаю о том, я убеждаюсь том,
что бог – любой из нас, из сыновей Адама.

Вершится в мире все по божьей воле.
Хоть бог один и нету бога боле,
Но человек не менее чем бог,
Источник хлеба он, добытчик соли.

Бог – человечий сын и человек велик,
все создал человек и многое постиг.
Все в мире – человек, он свет и мироздание
И солнце в небесах есть человечий лик.

Или вот (более длинное), совершенно неотразимое осознание собственной значимости и возможностей своего разума:

В меня вместятся оба мира, но в этот мир я не вмещусь.
Я суть, я не имею места, и в бытие я не вмещусь.
Все то, что было, есть и будет, все воплощается во мне.
Не спрашивай! Иди за мною – я в объяснения не вмещусь.
Вселенная мой предвозвестник, мое начало – жизнь твоя.
Узнай меня по этим знакам, но я и в знаки не вмещусь.

Я самый тайный клад всех кладов, я очевидность всех миров.
Я, драгоценностей источник, в моря и недра не вмещусь
Хоть я велик и необъятен, но я Адам, я человек,
Я сотворение Вселенной, но в сотворение не вмещусь.
Все времена и все века – я. Душа и мир – все это я.
Но разве никому не страшно, что в них я тоже не вмещусь?

Я небосклон, я я все планеты, и ангел Откровения – я
Держи язык свой за зубами, я и в язык твой невмещусь.
Я атом всех вещей, я солнце, я шесть сторон твоей земли,
Скорей смотри на ясный лик мой: я в эту ясность не вмещусь.

Я сразу сущность и характер, я сахар с розой пополам
Я сам решение с оправданием, в молчащий рот я не вмещусь
Я дерево в огне, я камень, забравшийся на небеса
Ты пламенем моим полюбуйся, я в это пламя не вмещусь

Я сладкий сон, Луна и Солнце. Дыхание, душу я даю:
Но даже в душу и дыхание весь целиком я не вмещусь.
Старик, я в тоже время молод. Я лук с тугою тетивой,
Я власть, я вечное богатство, но сам в века я не вмещусь.
И хоть сегодня Насими я, я хашимит, я корейшит,
Я меньше, чем моя же слава, но я и в славу не вмещусь.

Ловцы пыли.
igoritkin
Ловцы пыли.

В 2014 году в ходе запусков стратосферных зондов было сделано одно любопытное открытие, о котором я хочу рассказать.
Нужно сразу сказать, что зонды в стратосферу запускаются с целью сбора образцов пыли, а образцы собираются в надежде, что среди них найдётся что нибудь внеземное, в частности, неземная жизнь. На самом деле «подозрительных» находок даже и не очень мало, около десятка, но информация по ним сильно разбросана по интернету и часто сформулирована не очень вызывающим доверие образом. А я, если честно, лентяй, я предпочитаю лучше пересказвать результаты чужих кропотливых поисков, чем осуществлять свои. Так что я рассказваю всего об одном случае.

Итак, в 2014 году в ходе исследований образцов стратосферной пыли, собранной запущенным сотрудниками Университета Ноттингема (да, да, это британские учёные) зондом на высоте 27 км. профессор Милтон Уейнрайт (Milton Wainwright) нашел одну совершенно уникальную частицу. То есть, разумеется. Они там собрали довольно много частиц, и вот среди сотен, а может и тысяч пылинок нашлась одна единственная необычная и они обратили на неё внимание. Частица получила название «чужой» (alien). «Чужая» она даже не из за своей необычности, а потому, что она отделилась от другой более крупной частицы, в которую она, судя по оставленному кратеру (особенно хорошо видно на фото 2) врезалась с известной скоростью. Т.е. она вероятно прилетела из космоса, а не поднялась в стратосферу с потоками воздуха.


Фото 1 – «Чужая» частица с разных сторон.


Фото 2 – «Чужая» частица выпускает содержимое.

Размер частицы около 30 микрометров в диаметре (примерно треть толщины волоса). Прямо под микроскопом она стала выпускать из себя какое то содержимое, которое в статьях названо «клейким» и «биологическим». Но никакого анализа я нигде не нашел. Самым, однако, удивительным, является то, что частица представляет из себя микросферу из довольно чистого титана (примерно 2% ванадия). Поскольку это единичная находка, никаких выводов не делается. Науке нужны повторения.

Что бы всё таки не закончить многозначительным молчанием, расскажу об ещё одной находке, сделанной той же группой Уэйнрайта. Она была слелана годом ранее, в 2013, тоже на высоте около 27 км. Это просто диатомовая водоросль, совершенно земной организм. Для меня это свидетельство того, что Земля неизбежно является источником биологического материала как минимум для ближайшего космоса (скажем, вплоть до спутников Сатурна), а может и в более широких масштабах. Жизнт на Земле существует уже 3,5 миллиарда лет (это, между прочим, почти четверть возраста Вселенной) и «количество» этой жизни совершенно невообразимо (миллионы тонн биомассы) и, собственно, даже и не известно (вот буквально только что жизнь нашли в камнях на глубине в пару километров). Невозможно себе представить, что бы ничего из этого за такой огромный срок не вырывалось бы «наружу».


Фото 3 – Диатомовая водорсль с высоты в 27 км.

Восстание из забвения.
igoritkin
Восстание из забвения.

Трудно себе представить, но иногда творчество известных ныне авторов пребывало в забвении десятилетиями, а то и столениями. Этим случаям и посвящена эта статья. Я уверен, что более сведующие читатели смогут рассказать об этом много больше, чем я.

1. Иоганн Себастиан Бах.

Бах принадлежал к клану музыкантов. Его официальная родословная насчитывает 95 человек, из которых все за исключением троих были музыкантами. На фоне своей родни достижения Баха не были столь уж головокружительны. Он был служащим городской управы, а не, скажем, придворным композитором, как некоторые из его родственников. Тем не менее позиция была вполне престижна, Бах был известен как виртуоз-исполнитель. Это, а так же, вероятно, родственные связи позволили его детям сделать даже более блестящие карьеры, чем была у самого Баха.
Бах, разумеется, исполнял свои произведения, но когда он умер, это прекратилось. Сколько известно, даже его дети не использовали его творчества в своей музыкальной деятельности. И только написанный им для школы учебник «Хорошо темперированный клавир» имел достаточно широкое хождение. Впрочем, успехи Баха как преподавателя тоже достаточно рядовые. Хотя хор при церкви Святого Фомы, где он был огранистом, славился, ни из него, ни из самой школы не вышло ни одного заметного музыканта (по крайней мере насколько я знаю).
Как бы то ни было, творчество Баха пребывало в забвении в течении 79 лет. Ни кто иной, как Феликс Мендельсон, другой замечательный композитор, можно сказать, открыл его заново, поставив в 1829 году в Вене «Страсти по Матфею». Тем не менее, по мнению специалистов, многое пропало. Сочинение входило в должностные обязанности Баха, он это делал как на потоке, не ссылаясь на вдохновение, здоровье и т.п. не имеющие отношения к работе вещи. Общий объём его творчества оценивается по разному, в пределах 5 – 10 тысяч произведений, из них до нас дошло 1128.

2. Антонио Вивальди.

В отличие от Баха Вивальди не мог рассчитывать на поддержку родни, которая к музыке отношения практически не имела. Иолько его отец переквалифицировался из парикмахера в скрипача и даже был на неплохом счету. Самого Вивальди тоже не готовили в музыканты, а в возрасте 15 лет посвятили в монахи (точнее, он получил так называемое малое пострижение, что обозначало скорее дальнейшие намерения, а не свершившееся решение). Однако способности дали себя знать, в возрасте 25 лет он стал музыкальным руководителем приюта для девочек сирот. Вероятно, его пострижение сыграло свою роль в том, что его вообще туда допустили.
Он дорос до герцогского музыкального интенданта, но не пренебрегал и вольными хлебами, сочиняя оперы для гражданских театров. Любопытно, что в архивах имеются дипломатические письма, из которых следует, что рассматривался вопрос о приглашении Вивальди ко двору Елизаветы Петровны, но к этому времени он был уже весьма болен. С другой стороны, когда он (уже будучи больным) приехал в Вену, он не смог организовать ни одного концерта, настолько публика потеряла интерес к музыке, которую он представлял.
Хотя умер он в Вене (спустя всего 10 месяцев после приезда туда), жизнь его, включая всё наследие, осталась в Италии. И пропала в монастырских архивах на долгие 188 лет. В 1929 году монахи из монастыря недалеко от Турина предложили на продажу часть своего архива и профессор музыкальной истории в Туринском Университете Аьберто Джентили (Alberto Gentili) опознал среди книг 79 списков Вивальди. Это была настоящая сенсация в музыкальном мире, настолько прочно было забыто имя Вивальди. Более или менее точно удалось установить, что его перу принадлежало около 500 сочинений, из которых до нас дошло 122. Впрочем, восстание из забвения продолжается, буквально в позапрошлом году в Венецианском архиве нашли ещё одну его оперу, котрую тут же и поставили.

3. Томмазо Альбинони.

Томазо Альбинони был современником, земляком и, возможно, конкурентом Вивальди. Они почти одногодки (Альбинони на 7 лет старше), оба венецианцы, оба плодовитые оперные и инструментальные композиторы. Семья Альбинони вообще к музыке отношения не имела, папа производил игральные карты. Но его (как это часто принято в семьях повышенного достатка и до сих пор) в дополнение к обычному школьному образованию послали учиться в музыкальную школу и там, очевидно, проявился его талант. Но он нигде не служил, работая под заказ или на собственный страх и риск. Из его творчества до нас дошло 290 произведений, практически никому, кроме специалистов, неизвестных.
И лишь одно единственное небольшое произведение, знаменитое Адажио, продолжает жить в современной культурной среде. Но. Имеются известные сомнения, что Адажио вообще принадлежит Альбинони. Некто Ремо Джадзотто (Remo Giazotto), тоже композитор, якобы нашел в 1945 году в развалинах Саксонской Библиотеки в Дрездене некие наброски Альбинони, которых с тех пор никто не видел, на основании которых он «реконструировал» произведение. Достаточно распространено мнение, что автором является сам Джадзотто. Если так, то не ясно, с какой целью он предпринял эту мистификацию. И в этом случае творчество Альбинони всё ещё ждёт своего восстания из забвения, вот уже в течении более 250 лет.

4. Леонардо да Винчи.

Надо сказать, что карьера у Леонардо положительно не сложилась. Его не приглашали к папскому двору расписывать Сикстинскую Капеллу, как Микельанжело. Ему не давали заказов Медичи, как Ботичелли. К нему не приходили заказы из за рубежа, как к Рафаелю. В служение Миланскому герцогу ему пришлось вербоваться самому, причём не как художнику, а скорее как военному инженеру и музыканту. И работа, которую он получил, в целом соответствовала работе массовика-затейника. Ну да, он начал лепить обещанную конную статую отца герцога, но дело затянулось (Леонардо вообще был известен своей склонностью к затягиванию сроков выполнения работ). И да, он понемногу халтурил на стороне. Причём халтура могла оказалась халтурой в прямом смысле – «Тайная Вечеря» стала разрушаться едва Леонардо сдал работу заказчикам. Основное время он работал для себя, «в стол», как сейчас говорят. Согласно описи, когда Леонардо перевозили во Францию, его сопровождало 5 подвод картин, книг, инструментов и тому подобного (и в их числе – «Мона Лиза», которую он вообще отказался отдавать заказчику Франческо дель Джокондо). О написанных им от руки (часто в зеракльном отражении для пущей секретности) книгах, в которых отражена вся его гениальность, современники и не подозревали. Впрочем, он, похоже, был исключительно интересным собеседником, за ним признавалось мастерство и «мудрость», которая, собственно, и подвигла короля Франциска 1 перевезти его к себе поближе.
Что ж, его произведения мирно пылились в интерьерах дворцов, не привлекая к себе особенного внимания. В описи Лувра 18 века та же «Мона Лиза» значится просто как «Портрет женщины». А монахи в Милане, ничтоже сумняшеся, прорубили дверь прямо посреди столь знаменитой ныне фрески. Ситуация изменилась только в 1911 году, когда Виченцо Перуджа умудрился украсть Мону Лизу из Лувра. Это была всемирная сенсация, разом прославившая как Мону Лизу, так и самого Леонардо. Именно с этого момента можно сказать началось восстание из забвения, хотя по настоящему о Леонардо разумеется никогда и не забывали. Но он был известен только специалистам и всего лишь как один из целой плеяды великих художников, которым Вазари посвятил свой сборник биографий, а отнюдь не как Номер 1, величайшим из великих, каковым он считается сегодня. Публикация его манускриптов была осуществлена лишь в 60е-70е годы, спустя почти 500 лет после их написания, в течении которых они интересовали разве что коллекционеров.

P.S. Статья является моим личным сочинением, поэтому я приношу свои извинения за возможные неточности, особенно перед знатоками истории искусства, каковым я не являюсь.

Real Superpowers.
igoritkin
Real Superpowers.

Я прошу прощения, что использовал в заголовке английский язык, но мне как то не пришло в голову подходящего русского заголовка. А заголовок «Реальные суперсилы» звучит как то не очень. Тем более, что в российской культуре (насколько я в курсе) «супергерои» и их приключения в комиксах не так уж и популярны. Я и сам отнюдь не являюсь фанатом.
Но в мире, а особенно в Америке, дело выглядит иначе. Мало всемирных съездов фанатов Супер-, Спайдер- или Бетмена. Доходит до того, что люди одевают дурацкие костюмы (где трусы одеваются поверх штанов) и идут на улицы бороться с преступностью. Или упорными тренировками (или удачным рождением, или неудачным стечением обстоятельств) приобретают свойства, которым, по идее, только в комиксах и место.

1. Реальный Daredevil (Сорвиголова).


Фото 1 – Даниель Киш на соревнованиях.

Человеческая эхолокация это не миф. Сотни, если не тысячи слепых людей ориентируются по отраженным звукам. Этому можно научиться, продаётся устройство, издающее щелчки, позволяющее слепому получать эхолокационную картину. Но, конечно, уровень освоения эхолокации у разных людей разный. Среди слепых есть свои «чемпионы», если можно так сказать.
Одним из таких «чемпионов» является Даниель Киш (Daniel Kish). В возрасте 1 года у него были удалены оба глазных яблока всвязи с врождённой агрессивной ретинобластомой (рак сетчатки). С тех пор он развивал свои способности к эхолокации, самостоятельно открыв её для себя. Он освоил велосипед и умудляется с помощью эхолокации участвовать в уличном движении и в соревнованиях по гонкам по пересечённой местности.
Во избежание вопросов – глаза, которые можно видеть на его фотографиях стекляные.
Вообще, на что способны слепые люди, не может не удивлять и не восхищать.
https://igoritkin.livejournal.com/59085.html

2. Реальный Мистер Фриз.


Фото 2 – Вим Хоф на леднике.

Как и положено супергерою, Вим Хоф (Wim Hof) открыл свои суперспособности случайно. Или, если угодно, по глупости. Как то зимой, будучи подростком 17 лет от роду, он шел вдоль замёрзшего канала. В его родном Амстердаме невозможно идти иначе как вдоль канала (ну, или пересекать его по мосту). В дни его далёкой молодости каналы зимой ещё иногда замерзали, видете ли. И ему взбрело в голову нырнуть. И он, будучи подростком, нырнул. И не почуствовал холода. Или, точнее почуствовал его не так, как обычные люди.
С тех пор он поставил 27 рекордов. Среди прочего, он пересёк ледник на высоте 4000 метров в Альпах, будучи одет только в трусы. Он попытался так же подняться и на Эверест тоже, но на высоте 6500 поранил о камень босую ногу. Может, всё таки попробует ещё.
Разумеется, его исследовали. И выяснили, что в условиях низкой температуры его нипоталамус выделяет опиоиды и канабиоиды (как если бы он употреблял героин и гашиш), которые блокируют сигналы от рецепторов холода. Так что он, собственно, испытывает своего рода кайф. Кроме того, в силу так и не выясненных причин, он не получает обморожений.
Можно было бы подумать, что подобное свойство производить наркотики в собственном организме он мог унаследовать от своих выросших в условиях легальной марихуаны амстердамских родителей или даже приобрёл его сам, часто посещая пресловутые кофе-шопы, но в конце концов даже и в Голландии он такой один. Так что... это просто типичная «суперсила».

3. Реальный Флеш.


Фото 3 – Дин Карназерс на дистанции.

Когда говорят о том, насколько человек уступает животным в разных отношениях, забывают об одном, в чём человек превосходит практически все известные живые организмы. Кроме способности к мышлению (и с его помощью к преобразованию среды обитания) человек выделяется выносливостью. На длинных дистанциях человек обгоняет лошадь. Племена, живущие охотой (особенно живущие на относительно открытой местности, вроде австралийской или африканской саванны), и до сих пор используют загон как главный метод. Они преследуют жертву до тех пор, пока она не вымотается и не остановится. К этому времени человек всё ещё полон сил и способен оттащить тушу к себе домой.
Но и такое врождённое качество, как выносливость, не распределено равномерно (хотя большинству из нас приходится работать по 70 часов в неделю, считая домашнюю работу, в течении более чем 6 десятков лет, на что не способно ни одно другое животное на планете). Некоторые выносливее других. В этом деле есть свои официальные чемпионаты и одним из регулярных чемпионов является Дин Карназерс (Dean Karnazes).
Нужно отчётливо понимать, о чём идёт речь, когда говорят «длинные дистанции». Соревнования устраивают на расстояния, превышающие 500 км и длятся они более 3 суток. Прерываться (скажем, для сна или приёма пищи) нельзя. Именно так человек и обгоняет лошадь, это даже и проверено на практике. На расстоянии в 500 км человек приходит к финишу первым. Наибольшее расстояние, которое преодолел бегом Дин Карназерс – 563 км. Кроме того, он один из всего лишь 3 человек, которые завершили состоявшийся в 2002 году марафон (42.185 м) на Южном Полюсе.
Его тоже исследовали. В мускулах человека по мере утомления накапливается молочный сахар – лактоза. Собственно, это накопление и означает утомление. Именно эта лактоза (а так же микроразрывы волокон) вызавет боль в мышцах вплоть до судорог. Так вот, в мускулах Дина Карназерса никакая лактоза не накапливается. Теоретически он может бежать вечно, не утомляясь. Участвуя в соревнованиях на особо длинные дистанции (что даже люди, подбные ему, делают нечасто, обычно «ограничиваясь» дистанциями в 100 – 150 км.), он, по его словам, реально умудрялся бежать во сне.

4. Реальный Спайдермен


Фото 4

Так называемое свободное скалолазание приобрело такую популярность, что в спортзалах стали делать искуственные стенки для него. Подниматься по отвесной (а то и с отрицательным наклоном) стенку с небольшими неровностями, используя только пальцы, руки, ноги и ловкость, это круто. Так же и свободный подъём на небоскрёбы это не такая уж и редкость. По этим дисциплинам проводятся открытые чемпионаты, в которых участвуют десятки людей.
Француз Алан Робер (Alain Robert) не просто один из чемпионов, он, можно сказать, крестный отец этого вида спорта. Он занимается этим вот уже 45 лет и стал примером для подражания для всех уважающих себя скалолазов. Отличается он тем, что соверщает восхождения без страховки, что, вообще говоря, запрещено. На его счету подъём на «Бурдж Халифа» (828) в Дубае, на Тайбей 101 (508) на Тайване, башеи «Петронас» (452) в Куала-Лумпур и ещё около 80 небоскрёбов. Всё без страховки. Он, кстати, падал, 7 раз, в том числе и с тяжелыми последствиями.

5. Реальный Дэвид Данн.


Фото 5 – Рентгеновский сеимок самых прочных костей.

Если кто не знает, Дэвид Данн это герой фильма «Неуязвимый», который не может получить травму. В славном штате Коннектикут живёт целая семья (фамилия которой хранится в секрете), члены которой не могут иметь переломов. И то не все, из 20 обследованных представителей это было установлено только для половины. Эти люди реально имеют самые прочные кости на планете. Это связано не с их толщиной, а с их беспрецедентной плотностью. Я привожу здесь опубликованный рентгеновский снимок, но подозреваю, что мои читатели такие же неспециалисты как и я и им он так же ничего не скажет, как и мне.

6. Реальный Мнемоник.

Абсолютной памяти не бывает, это миф. Человек не может помнить ВСЁ. Но он может помнить довольно много. Так называемая эйдетическая память касается зрительных образов, человек может помнить почти всё, что он видел (или по крайней мере всё, на что он обратил внимание). Гипертимезия касается автобиографии. Человек может помнить всё, что с ним случалось, вплоть до покупок, сделанных в определённый день и час 40 лет назад. Вопреки распространённым представлениям, на сегодня существует один единственный официально признанный (в апреле 2016) случай – некая Джилл Прайс (Jill Price) из южной Калифорнии помнит всё, что с ней случилось начиная с 5 февраля 1980 года, когда ей было 15. Это было установлено после кропотливой проверки, в ходе которой разыкивались магазинные чеки, записи уличных камер (всё за многие годы) и т.п. свидетельства того, что она не сочиняет, а действительно помнит каждую минуту своей жизни.
Поэтому актриса по имени Марилу Хеннер (Marilu Henner), которую я здесь представляю, является одной из примерно 100 людей на планете, у которых подобная память тоже существует, хотя официально это и не признанно. Хотя она и актриса, я всё таки не привожу здесь её фотографии, поскольку «снаружи» её дар никак не проявляется.

7. Реальный Невидимка.

Ну, вероятно, «неведимка» это преувеличение. Женщину по имени Шерил Майнард (Cheryl Maynard) можно видеть. Но она одна из примерно двух десятков человек на планете без отпечатков пальцев. То есть вообще. Это, кстати, очень неудобно, поскольку в современном мире отпечатки пальцев заносятся в удостоверения личности. Подобная особенность была найдена у совершенно генетически не связанных друг с другом людей, что позволило надёжно выделить мутацию, которая за это отвечает. Поскольку сама Шерил Мейнард это женщина как женщина, и пальцы у неё как пальцы, разве что без отпечатков, я не вижу смысла приводить здесь какую либо фотографию.

8. Реальный Зоркий Сокол.

Женщина по имени Вероника Сейдер (Veronica Seider), 1951 года рождения, иметт зрение, сравнимое со зрением орла, примерно в 20 раз острее среднего. Обнаружено и проверено это было ещё в 1972, когда она хотела получить права вождения. На расстоянии в 1500 метров она надёжно различала цвет глаз людей. Не говоря уже о более крупных деталях, вроде значков, расстёгнутых пуговиц и т.п., на чём уж её проверяли. Кроме того, она обладает удивительно точным глазомером, оценивая расстояние с погрешностью примерно 1 метр на 1000.
Я опять не привожу фотографии, потому что снаружи это женщина как женщина, ничего особенного.

http://listverse.com/2019/02/26/10-real-life-people-with-real-superpowers/

Свобода слова.
igoritkin
Нижеследующее есть пересказ американской публикации. В отношении свободы слова имеется несколько непониманий, которым публикация и посвящена. Нужно иметь ввиду, что в отношении свободы слова Америка представляет собой исключение. В остальных странах, даже самых демократичных и либеральных, существуют законодательные ограничения свободы слова. В Америке этот вопрос каждый раз решается отдельно и чаще всего в пользу свободы слова.

1. Свобода слова существует только на уровне государства.

Это одно из главных непониманий. Свобода слова придумана для того, что бы Вас не могли посадить в тюрьму (или казнить) за то, что Вы говорите. И больше ни для чего другого. Кроме того, свобода слова означает, что какая то возможность высказаться у Вас будет всегда. Если речь не идёт об уголовном преследовании, свободу слова можно ограничивать как заблагорассудится. Католическая церьковь может запрещать в своих стенах мусульманские богослужения и наоборот. Клуб молчальников имеет право запретить в своих стенах всякие разговоры вообще. Фирма имеет право запретить сотрудникам общаться с прессой. Модератор группы в Фейсбуке имеет право устанавливать любые правила, какие ему заблагорассудится.
Когда газета «Аргументы и Факты» возжелала опубликовать статью о моей недостойной персоне, мне пришлось спрашивать специальное разрешение у уполномоченного по связям с общественностью при бургомистре, поскольку я тогда работал в городской мерии. А частная фирма, в которой я работал позже, запретила мне публиковать в интернете характеристику, которую они же мне и выдали и которую я прикладывал к каждому заявлению о приёме на работу.

2. Свобода слова не освобождает от преследований.

Хотя государство и не может (или по крайней мере не должно) преследовать Вас за то, что Вы говорите, это не значит, что никто другой тоже не может. Чисто теоретический случай. Представте, что то стоит на тротуаре и рассуждает о том, что среди нас живут прикидывающиеся людьми рептилии. При этом он входит в подробности сексуальной жизни этих рептилий, рассказывает о физиологических особеннотях пищеварения рептилий и всё такое. Он использует свободу слова в самом чистом виде – он находится в общественном месте, не призывает к насилию, не употребляет нелитературные выражения. Т.е. мы не можем сделать ничего, что бы его остановить. С другой стороны, он тоже не может сделать ничего, что бы помешать нам издеваться над ним (словестно).
Особенно характерно это для интернета. Кто то на какой либо платформе скажет глупость, тут же возникнет масса людей, которые скажут, что это глупость. И это воспринимается им, как ограничение свободы слова. В случае возникновения (словестного) конфликта владелец платформы имеет право удалить скандалиста. И это лучшая демонстрация того, что такое свобода слова – дурак может идти высказываться куда нибудь ещё. Если же он настолько дурак, что его прогонят ото всюду, то кто ж ему виноват?
Если уж кто то считает тему выдающих себя за людей рептилий столь важной, он должен продолжать аргументировать. Беспрестанно, вежливо, обоснованно, как это в своё время сделали те, кто выступал за избирательное право женщин, например. Хотите верьте, хотите нет, но разумные аргументы до людей доходят, рано или поздно. А использовать ссылки на ограничение свободы слова вместо того, что бы учиться пользоваться словами, ослабляет любую позицию.

3. Свобода слова похожа на свободу курения.

Даже и государство ограничивает свободу слова постоянно. Я уже говорил, что человеку, работающему на государство, запрещено общаться с прессой, не ставя в известность своё начальство. И это не говоря о существовании государственных секретов, разглашение которых сразу квалифицируется как уголовное преступление.
Но это касается не только государственных служащих, а любых людей, получающих зарплату или гонорар. Журналист не может ничего опубликовать без согласия своего редактора, а редактор без согласия владельца. Вы не можете (покрайней мере не рискуя быть привлечённым к суду) опубликовать собственные воспоминания без того, что бы получить на то разрешение всех упомянутых в них людей или их наследников. И если уж речь зашла о суде, суд может запретить вам произносить в отношении кого либо определённые слова точно так же, как он может предписать Вам держаться от кого либо на определённом расстоянии. Более того, если удастся доказать, что Ваши слова нанесли кому либо реальный урон (материальный или моральный), суд по иску пострадавшего может взыскать с Вас компенсацию и/или отправить Вас в тюрьму, как если бы на дворе была не либеральная демократия, а жуткая диктатура.
В целом реализация свободы слова похожа на реализацию права на курение в современном мире. И для того и для другого существуют специально отведённые места, за пределами которых это не приветствуется. Или, как гласит одно из моих любимых правил: «Обеспечим каждому вопиющему пустыню».

4. Свобода слова это не единственное и даже не самое важное право.

Право собственности важнее свободы слова. Примеры того, какие права имеет собственник (владелец фирмы, администратор гпуппы) я уже приводил. Стоит однако напомнить и о том, что запрещено свободно употреблять слова, защищённые правом интеллектуальной собственности. Плагиат наказуем. И скажите спасибо, что Вам ещё можно декламировать стихи без того, что бы отчислять авторские. В отношении музыки этого уже нельзя.
О существовании государственных секретов я тоже упоминал. Но существует так же и коммерческая тайна, как в отношении финансов, так и в отношении технологии. Да что там, существуют фирмы, запрещающие разглашение имён членов собственных правлений, за подписью которых выходят внутренние приказы. Причём даже не обязательно подписывать специальное соглашение о неразглашении. Такие соглашения часто относятся к случаю разрыва трудовых отношений и запрещают разглашение в течении известного времени после него. Разглашение таких секретов преследуется так же, как если бы речь шла о государственных.

5. Свобода слова сильно зависит от того, где Вы находитесь.

Как уже говорилось, Америка представляет собой исключение. В большинстве стран речи и действия, вызывающие конфронтацию, запрещены. Не так в Америке. Опрадание насилия против чернокожих и евреев? Пожалуйста! Митинг неонацистов напротив синагоги? Милости просим! Сжигание креста в полисаднике принадлежащего негру дома? Разрешено!
Так что если Вы хотите сказать что то действительно отвратительное, Вам это лучше делать в Америке.
Мой папа говорил: «Мысль рождает слово, слово рождает поступок, поступок рождает характер». Если мы ответственны за свои поступки, мы должны быть ответственны и за свои слова тоже. И хотя нам не дано предугадать, как наше слово (и наши поступки) отзовётся, в каком то смысле мы несём ответственность и за это тоже. Это потому, что хотя нам и не дано предугадать, как наше слово отзовётся, это всё таки и не такая уж тайна за семью печатями. В абсолютном большинстве случаев мы знаем, какую и от кого реакцию ожидать в ответ на те или иные слова. Так что жаловаться, что именно ожидаемая реакция и происходит просто глупо. Поэтому считается, что сначала нужно подумать (желательно 7 раз отмерить), а уж потом говорить (резать правду-матку).

http://www.cracked.com/blog/5-things-everyone-gets-wrong-about-free-speech/

Основное чувство.
igoritkin
Статья является пересказом американских публикаций и своеобразным мысленным экспериментом на тему "как бы оно было, если бы оно было не так, как оно было".

Как изменился бы наш мир, если основным чувством человека было бы обоняние. Что бы решать такие задачи, недостаточно ума и воображения. Что бы это было действительно обоснованное решение, а не имеющее отношения к реальности сочинение на вольную тему, нужно довольно много знаний, которые большинство людей отнюдь не носят с собой постоянно. Это требует работы. Слава богу, в наше время нет нужды идти в библиотеку и копаться в книгах (как я это делал в своей юности). Нет нужды даже знать, где именно искать нужную информацию, всемогущий Google услужливо предоставит её в Ваше распоряжение. Тогда, зная например, какую роль обоняние играет в реальности, можно обоснованно интерполировать это на случай, если бы оно было намного острее.
Я должен признать, что сам я не очень пригоден для написания статьи об обонянии. У меня довольно странное обоняние. Моя бы воля, так в мире вообще бы не было запахов. Парфюмерия чаще всего вызывает у меня рвотные позывы. Остальные запахи я воспринимаю как фактор помехи. Не зря газ обрабатывают специальной присадкой, обладающей вызывающим тревогу запахом.

1. Обоняние позволяет «читать людей».

Этот факт был подтверждён экспериментально. Даже и со своим относительно слабым обонянием человек способен «вынюхать» (русский язык явно нуждается в глаголе, который позволял бы обозначать процесс нюхания), испытывает ли другой человек страх, настроен ли он агрессивно и ещё ряд эмоциональных состояний. Всё это сопровождается выделением гормонов, которые довольно быстро появляются и в поте, меняя его запах. В этом случае они уже называются не гормонами, а феромонами.
Нужно ли говорить, что другой эксперимент показал, что женщины способны определять, испытывают ли мужчины сексуальное возбуждение. И наоборот, мужчины способны по запаху узнать, находится ли женщина в подходящем для оплодотворения состоянии. Вокруг этого образовалась даже своя область торговли пропитанным потом нижним бельём.
Был проведён еще один любопытный эксперимент. Женщинам показывали ВИДЕО, как мужчины употребляют парфюм. Т.е. «унюхать» они ничего не могли. И тем не менее женщины находили мужчин, пользующихся одоратором, привлекательнее, чем другие женщины находили тех же самых мужсин в видио, где они просто играли мускулами.
Не трудно экстраполировать, что при более остром обонянии люди воспринимали бы друг друга так, как это делают собаки. С помощью обоняния определялась бы даже иерархическая структура общества.

2. Обоняние определяет покупательские решения.

То что очевидно в случае с ларьком, где торгуют шашлыком, имеет гораздо большие масштабы, чем можно было бы подумать. Обработка салона новых автомобилей определёнными одораторами повышает сбыт на 15%. Всё что угодно продаётся лучше, если оно хорошо пахнет. В эксперименте было показано, что продажа одежды почти удваивается, если в воздухе распыляется «мужской» или «женский» одоратор. То же было установлено и владельцами казино в Лас Вегасе. Распыление приятного запаха увеличивает доход ни много ни мало как на 45%.
Тут я затрудняюсь что либо сказать. Если бы наше обоняние было острее, мы что, покупали бы одежды ещё больше, чем мы это и без того делаем? Мне трудно это себе представить. Возможно, мы реагировали бы на новые автомобили, как кошки реагируют на валерьянку.

3. Обоняние связано с памятью.

Человеческая память ассоциативна. Это значит, что воспоминания связаны между собой и обращение к одному воспоминанию вызывает обращение и к другим воспоминаниям, которые с ним связаны. Эта связь может быть весьма причудливой и совершенно независимой ни от содержания воспоминания, ни от времени его получения. Запах весьма часто выступает в качестве ассоциативного воспоминания. Это настолько выражено, что существуют специальные мнемонические техники, использующие аромотизаторы для улучшения запоминаемости. Связано это с физиологией мозга. Обонятнльные луковицы сильно связаны с гипоталамусом и миндалевидным телом, которые решающим образом влияют на запоминаемость. Эта связь досталась нам в наследство даже не от наших млекопитающих предков, а ещё от рептилий, у которых эти отделы мозга устроены удивительно похожим образом. В то же время связь с памятью, скажем, зрительного центра значительно слабее. В экспериментах установлено, что увиденное забывается напополовину в течении трёх месяцев. В то время, как «унюханное» забывается наполовину примерно за полтора года, т.к в 6 раз дольше. С этим, в частности, связан тот факт, что прочинанное в книге запоминается значительно лучше, чем прочитанное с электронного экрана. Как завзятый чнигочей я действительно нахожу запах библиотек неотразимым (один из немногих запахов, которые мне нравятся).
Если теперь допустить, что наше обоняниние значительно лучше, как бы это повлияло на память? Честно, я затрудняюсь сказать. Помнили бы мы о своём доме, как лососи помнят о ручье, в котором они родились?

4. Запахи влияют на настроение.

Поклонники аромотерапии постоянно говорят о расслаблящих и возбуждающих запахах. Но запахи способны на большее. Например, экспериментально установлено, что запах мяты повышает работоспособность и производительность работ, связанных с высокой концентрацией (в частности для творческих). С другой стороны, неприятные запахи мешают людям работать больше, чем скажем шум.
Любопытна обнаруженная связь между аносмией (отсутствием или ослабленным обонянием) и уровнем депрессии. Более того, обнаружена так же и связь между аносмией и вероятностью шизофрении. Люди, лишенные обоняния, состоят на психиатрическом учёте на 35% чаще, чем те, кто чувствует запахи. Эксперименты, проведённые на мышах, показали, что лишение обоняния ведёт к апатии и даже летаргии.
В случае более острого обоняния это несомненно использовалось бы. Нюхали бы мы цветы так же, как сейчас пьём вино (или смотрим комедии), что бы улучшить настроение? Весьма возможно. Собирались бы мы на обонятельные концерты? Совершенно не исключено. Преследовалось бы применение каких то ароматов так, как сейчас преследуется торговля наркотиками? Вполне представимо.
Учитывая факт, что обоняние оказвает так же решающее влияние на вкус, можно обоснованно предположить, что у обладающих обострённым обонянием людей была бы значительно более развитая кулинария. Кроме того, химия, особенно органическая, получила бы гораздо более раннее и разнообразное развитие.

5. Обоняние имеет значение в политике.

В эксперименте испытуемым давали нюхать вещи, принадлежащие либералам и консерваторам. Т.е. самих людей испытуемые даже и не видели. И что же? Хотя люди и не могут отличить политические взгляды по запаху, запах людей, которые придерживаются схожих с ними убеждений они находят более привлекательным. Т.е. либералам нравится, как пахнукт либералы, а консерваторам нравится запах консерваторов.
Очевидно, это пахнет тем, что политические партии в обществе людей с острым обонянием были бы основаны на запахе. Запахи, как и политические убеждения, вполне могли бы служить поводом для конфликтов и даже войн. Не совсем ясно, как при этом функционировала бы, скажем, демократия. Обонятельные предпочтения в значительной степени имеют наследственный характер. Человек не может выбирать, какие запахи ему нравятся, а какие нет. Соответственно, пропаганда была бы бессмысленна, а голосование преопределено. Учитывая же, что количество людей склонных к либерализму и к консерватизму в обществе примерно одинаково, в политике царил бы перманентный пат.
Как уже упоминалось, многие стайные животные определяют иерархическое старшинство по запаху. Так что вероятно общество носило бы ещё более кастовую структуру, чем в Индии. Все общественные роли были бы твёрдо закреплены и очевидны с первого нюха. Учитывая, что производство потомства было бы возможно только внутри своей касты, природные способности (которые от запаха не зависят) не играли бы никакой роли. Это было бы крайне статичное общество, практически не знающее изменений и прогресса.

http://www.cracked.com/article_19391_6-ways-your-sense-smell-secretly-controlling-your-mind.html

http://www.cracked.com/blog/4-surprising-ways-your-sense-smell-rules-your-love-life/

http://www.cracked.com/personal-experiences-1990-i-have-no-sense-smell-5-insane-realities.html

Операции на себе.
igoritkin
Вообще то известно несколько десятков случаев, когда люди делали хирургические операции на себе самих. Однако довольно большая часть этих операций делалась по довольно странной причине. На свете есть люди, которым мешают жить собственные руки и ноги. И поскольку врачи по большей частью отказываются ампутировать совершенно здоровые конечности, эти люди порою делают ампутацию себе сами. Эти случаи я рассматривать не стану.


  1. Иоанн Летэус (Joannes Lethaeus), литотомия.


Доктора Тюльпа мы знаем хотя бы по известной картине Рембрандта. Николаес Тюльп (Nicolaes Tulp) был одним из лучших врачей Нидерландов и бургомистром Амстердама. В 1641 году он опубликовал книгу о своей медицинской практике под названием «Медицинские Наблюдения» (Observationes medicae). В третьем издании книги от 1672 года он описывает случай некоего Иоанна Летэуса, кузнеца по профессии, который собственно ручно удалил камень из своего мочевого пузыря.
Иоанн Летэус известен так же как Ян де Доот (Jan de Doot), который удалил себе мочевой камень в 1651 году. В этой связи он достиг такой известности, что от него даже сохранился портрет с ножом и камнем.




  1. Дебора Сэмпсон (Deborah Sampson), извлечение пули.


Дебора Сэмпсон вообще необычная женщина. Во время американской войны за независимость она была одной из 4 женщин, которым удалось стать солдатами под видом мужчин. В 1782 она была ранена и собственноручно извлекла пулю из своей берцовой кости с помощью перочинного ножа.
Хотя в кинофильмах извлечение пули сразу после ранения и показвается, как нечто обычное (ну, вы знаете: палку в зубы, водку на рану, нож в огонь...), это всё таки редкость. Даже и в те времена человека всё таки доставляли в госпиталь. Впрочем, всвязи с отсутствием в те времена должных представлений о санитарии, риск смерти от заражения крови был весьма высок. Операция на себе самом в этом смысле была ничуть не хуже.
Впрочем, вероятно существуют и другие схожие истории. При том количестве пуль, которые люди выпускают друг в друга, всякое возможно. Не представляется таким уж не допустимым, что кто то вытащил пулю из себя сам.


  1. Доктор Эван О’Нейл Кейн (Evan O’Neill Kane), аппендикс и паховая грыжа.


Доктор О’Нейл Кейн был пионером хирургии и главным хирургом собственного госпиталя (основанного ещё его матушкой). В 1921 году для доказательства своего тезиса, что при небольших хирургических вмешательствах общая анестезия вовсе не обязательна, он первым в истории собственноручно удалил себе аппендикс под местным наркозом. Для этого он одним из первых использовал новокаин, который используется в этих целях и до сих пор.
Но этого мало. Десятью годами позже, в 1932 в возрасте 70 лет он так же под местной анестезией удалил себе паховую грыжу. На сей раз для этого была прямая медицинская необходимость – его лягнула лошадь. Справедливости ради нужно всё таки сказать, что во время операций доктор О’Нейл не был в одиночестве. Ему честь по чести ассистировали медицинские сёстры.


  1. Доктор Леонид Рогозов.


В 1961 году во время пребывания на антарктической станции Новолазаревская у доктора Рогозова случился приступ апендицита. Будучи единственным врачём, он был вынужден сделать операцию себе сам. Ему ассистировали два его товарища, ни один из которых не имел опыта в медицине. Доктор Рогозин выздоровел и остался на станции.


  1. Аманда Филдинг (Amanda Feilding), трепанация.


Аманда Филдинг долгие годы страдала от мигрени. По её мнению, ей необходима была трепанация, но ни один хирург не соглашался делать трепанацию только из-за головных болей. Наконец в 1970 году она решилась сделать трепанацию черепа себе самой. Суть операции заключалась в снижении давления мозговой жидкости и улучшение кровоснабжения мозга. Она использовала зубоврачебную бормашину (которую охлаждала каждые 15-20 секунд в тазике с водой), сложную систему зеркал и специально сделанную ею защиту, что бы кровь не заливала глаза. Она потеряла литр крови, но результата добилась.


  1. Доктор Джерри Нильсен (Jerri Nielsen), биопсия.


В 1999 году врач антарктической станции Амундсен-Скотт, заподозрив у себя рак молочной железы, дважды сделала себе биопсию тканей. Дважды, потому что пробы первой биопсии оказались испорченными из за применения просроченных средств анализа. Свежие материалы были сброшены с парашутом специально посланным самолётом.


  1. Инес Рамирес (Ines Ramírez), кесарево сечение.


В 2000 году простая крестьянка из Мексики по имени Инес Рамирес почуствовала схваткиво время работы в поле. Что ж, она приняла удобную позу, но дело не пошло, а по близости никого не было. Через 12 часов схваток мать семерых детей, у которой уже были мёртворождения, решилась на операцию. С распоротым животом ей хватило сил дойти до дома и послать своего сына за помощью. Оба, и мать и новорожденный, выжили.


  1. Сэмпсон Паркер (Sampson Parker), ампутация руки.


В 2007 году рука фермера по имени Сэмпсон Паркер по неосторожности попала в жнейку. Ему удалось заклинить механизм. Он безуспешно звал на помощь, а так же пытался высвободиться с помощью всего, до чего мог дотянуться. Через час мотор перегрелся, из выхлопной трубы полетели искры, от которых загорелась валявшаяся на поле солома. Так что ему не оставалось ничего, кроме как ампутировать себе руку. Не будучи хирургом, он просто сделал себе круговой разрез и обломал предплечную кость. Ему ещё хватило сил сесть за руль и выехать на дорогу, где он вынудил остановиться встречную машину, водитель которой и вызвал спасателей. Пока Паркер был в больнице, его соседи убрали его урожай.
Высвобождение с помощью ампутации не является единичным случаем. Имеются и другие прецеденты. Случай Арона Ралсона (Aron Lee Ralston), просидевшего в западне 127 часов (5 суток), прежде чем он ампутировал себе руку, приобрёл такую известность, что о нём сняли фильм.

http://listverse.com/2008/12/09/top-10-incredible-self-surgeries/

Мысль и материя
igoritkin
Мысль и материя

Часто можно услышать, что мысль материальна. Скажу честно, мне это утверждение не нравится. Я попробую разъяснить, почему.
Итак, начнём с аксиомы. Мысли в мозгу так же материальны, как телеграфные сообщения в проводах. Это, собственно, и не аксиома вовсе, потому что это вполне можно доказать. Мысли поддаются измерению, передаче и воспроизведению. Уже осуществлена передача мысли через интернет из мозга одного человека непосредственно в мозг другого. Это пока весьма примитивная мысль, но всё же.
Итак, мысль, как и всякая информация, материальна. Однако различают информацию как таковую и смысл, который мы ей приписываем. Может смысл не материален? Однако существует пример, доказвающий обратное. Это ДНК. ДНК есть материальный носитель некоей информации, смысл которой (он как раз расшифровывается) оказывает реальное воздействие на материальные объекты – биохимические процессы в клетке. Поскольку мы можем сделать и телеграфный аппарат тоже, мы знаем, что нет закона природы, который запрещал бы смысловой информации влиять на окружающий мир. Значит смысл существует объективно, он материален, как материальны дырки в перфокарте. В качестве замечания нужно, правда, сказать, что форма выражения смысла информации всё таки субъективна. Это легко можно подтвердить тем, что один и тот же смысл может быть выражен как на разных языках, так и разными способами внутри одного языка. Проще говоря – кто как хочет (или может), тот так и выражает.
Так в чём же мои претензии к утверждению материальности мысли? Мои претензии основаны на том, что утверждая материальность мысли, обычно имеют ввиду, что мысль является причиной некиих событий.
Но даже и это само по себе не является неправдой. Все мы знаем, что мысль (материальный процесс, как нам известно) и смысл этой мысли (который тоже материален) является причиной нашего поведения. Поскольку это утверждение совершенно банально, не стоило бы и огород городить. Но часто имеется ввиду нечто другое, а именно, что мысль является причиной событий, с нашим поведением никак не связаных. Честно признаюсь, мне самому кажется исключительно самонадеянным представление, что именно моя мысль послужила чему то причиной. Я что, единственное мыслящее существо? Даже если произошло нечто, о чём я думал, почему, собственно, причиной этого должна быть именно моя мысль? Может, кто то другой думал о том же самом.
Но моя претензия не к этой самонадеянности. Моя претензия именно к представлению, что мысль послужила причиной события. Причём, поскольку мысли людей действительно являются причиной их поведения, речь идёт о причинно-следственной связи между мыслью человека и событием, к которому указанный человек не имеет прямого отношения. Особенно впечатляет, что к этому приплетается некая якобы свойственная мысли энергия, которая и производит нужный эффект (если она, конечно, достаточно большая). На это можно сказать только одно – энергия это всего лишь способность механическую производить работу. Если бы мысль сама по себе обладала энергией (т.е. не связанной с нашими мускулами, а так же с нашими организационными и финансовыми возможностями), достаточной для воздействия на материальные объекты, то не ясно, почему бы этой энергии не проявиться прямо по месту возникновения (т.е. в нашей голове), например через выделение тепла (как это происходит при проявлении всех других разновидностей энергии). Поэтому оставим вопросы энергетики в стороне и займёмся причинно-следственной связью.
Вопреки утверждению, что мы просто не знаем механизма воздействия мысли на окружающий мир (как когда то не знали, скажем, механизм наследственности), мы всё таки знаем, как работает причинно-следственная связь вообще. Отвлекаясь от банальной временной последовательности (следствие должно проявляться позже причины), для неё характерно следующее:
1. Повторяемость - одна и таже причина приводит к одному и тому же следствию. Разумеется, кроме детерминированной причинно-следственной связи существует и статистическая, когда причина приводит к следствию с известной вероятностью. В последнем случае математически можно определить, насколько сильно то, что мы считаем причиной, связано с тем, что мы считаем следствием. Это называется коэффициентом корреляции. При этом нужно иметь ввиду, что при этом речь идёт о чисто математической связи, а не о связи по сути. Коэффициент корреляции можно вычислить для любых двух произвольно взятых процессов. И даже наличие сильной связи ещё не означает наличия причинно-следственной. Классическим примером тут является связь между смертностью и потреблением огурцов.
Короче говоря, начичие причинно-следственной связи нужно доказать, продемонстрировав, каким именно образом причина вызывает следствие.
Таким образом, существование причинно-следственной связм между мыслью и событием как минимум предполагает, что одна и та же мысль должна вызывать одно и то же событие снова и снова. Чего, как известно всякому, не наблюдается.
2. Но, как сказано, одной повторяемости недостаточно, что бы установить причинно-следственную связь между явлениями. Необходимо исключить влияние других явлений. Если связь при этом сохранится, то одно явление является причиной другого. Разумеется, у следствия могут быть несколько причин, поэтому необходимо выявить именно тот самый набор явлений, который приводит к искомому следствию. Это значит, что если мысль является причиной некоего явления, то в отсутствии мысли указанное явление происходить не должно. Если же оно всё таки происходит, это означает, что мысль не входит в число необходимых факторов.
В заключении хочу ещё раз подчеркнуть, что мы знаем не так уж и мало. Хотя наверняка будут открыты новые явления и много удивительного (я публикую соответствующие статьи время от времени), суть причинно-следстенной связи установлена настолько надёжно, что тут мы действительно можем судить с полным основанием.
P.S. Я приношу свои извинения за то, что текст получился длинноватым. Но я хотел действительно всё разложить по полочкам. Разумеется не исключено, что я что то упустил. Я буду благодарен за любые указания в этом смысле.

Бог и технология.
igoritkin



Бог и технология.


Достаточно развитая технология неотличима от чуда.
Артур Кларк.

Данная статья очень для меня нетипична. Обычно я публикую пересказы чужих статей, содержащих те или иные факты, но ни в коем случае не оценки и не рассуждения.
Но сейчас я пишу именно свои рассуждения. Они основаны на ответах участников клуба на вопрос «что есть бог». Я сразу опускаю психологический и политический аспект, поскольку он скорее касается вопроса «зачем бог нужен человеку».
Большей частью определение бога сводится к «творец всего сущего». Что ж, как ни странно, люди кое что понимают в творчестве. Не будучи богами, мы знаем, как сотворить довольно много всяких штук. Такое умение назвается технологией. Технология, как известно, постоянно развивается и то, что было невозможно сотворить вчера становится реально сделать сегодня.
Вероятно, мои читатели слышали о Культе Карго.. Это культ, распространённый на некоторых островах Меланезии среди племён, до сих пор живущих охотой и собирательством. Во время 2 Мировой Войны англичанами и австрлийцами на некоторых островах были устроены аеродромы, так что приходившие к ним с целью выменять что либо ценное аборигены видели солдатские будни, прилетающие и улетающие самолёты и всё такое. Кроме того почти на всех островах осуществлялись сбросы всяких полезных (в основном мелаллических) вещей – ножей, топоров, кастрюль и прочей для жителей джунглей исключительно ценной утвари. И вот эти люди решили, что самолёты это как минимум посланники богов (им даже сбрасывали портреты этих богов, царской четы Елизаветы II и принца Филиппа, причём живущие в строгом патриархате островитяне решили, что богом является принц Филипп, а не королева Елизавета, в этом качестве принц Филипп почитается на островах до сих пор), а солдаты на аэродроме выполняют некие ритуалы, которые этих посланников привлекают. И вот они вырезали из сучьев что то похожее на винтовки, научились ходить строем и в ногу, совершая эти ритуалы до наших дней.
Я пишу всё жто не для того, что бы развеселить моих читателей и не для того, что бы как то принизить меланизийцев. Культ Карго является ярким примером того, как легко принять за бога того, кто обладает высокой, выходящей за имеющиеся у людей знания и представления, технологией. Но какой бы технологией не обладали англичане, они определённо не боги. Можно себе представить некую цивилизацию, которая обладает технологией осуществления Большого Взрыва и тем самым способныой «сотворить всё сущее» во вселенной, которая в результате получится. «Большой Взрыв» в конце концов есть всего лишь некий естественный процесс, протекающий по определённым законам (хотя на пока и не ведомым), так что его вполне возможно воспроизвести. Поэтому если мы ситаем богом такую цивилизацию, мы ничем не лучше меланезийцев, поклоняющихся самолётам. Этим я хочу показать, что «творение» не обязательно есть божественная привелегия. На это саособен кто угодно, обладающий соответствующей технологией.
Но если не «творение», что тогда является аттрибутом бога? Что, собственно, делает бога богом, отличает его от любого сколь угодно технологически развитого существа?
Я утверждаю, что бога отличает всеобъемлемость. Где слово «все» нужно понимать совершенно буквально.
Бог ДОЛЖЕН БЫТЬ всемогущим, включая сюда способность нарушать любые законы природы, иначе это не бог. Потому что технология, сколь угодно сложная, ВСЕГДА подчиняется законам природы, а мы уже знаем, что технология это не обязательно бог.
Бог так же ДОЛЖЕН БЫТЬ всеведующим, в каждый момент времени располагать всей информацией мира одновременно, потому что без этого всемогущество невозможно. Если ты чего то не знаешь, твои возможности ограничены этим незнанием. Кроме того, если уж ты всемогущ, что может помешать тебе узнать то, чего ты не знаешь?
Бог так же ДОЛЖЕН БЫТЬ вездесущим, в смысле везде находиться одновременно. Это вытекает из всеведения и всемогущества.
Кроме того, бог должен обладать личностными качествами, такими как желания, воля, настроение в конце концов. Если бог не будет иметь личностных качеств, он ничем не будет отличаться от законов природы. Законы природы действуют сами по себе, в определённых условиях они срабатывают определённым образом с полной неизбежностью. Бог, что бы что то сделать, должен этого ЗАХОТЕТЬ. Иначе как он сможет нарушить законы природы? А без этой способности он и не бог вовсе, как мы уже знаем.
Ну и в завершении осталось показать, что обязательные для бога аттрибуты – всемогущество, всезнание, личностность – невозможны. Это довольно легко, поскольку каждое из этих качеств несёт в себе неразрешимое противоречие.
Известный ещё со средневековья Парадокс Всемогущества заключается в том, что всемогущее существо не может сделать камень настолько тяжелый, что бы оно не смогло его поднять. Тут одно из двух – или не можешь поднять, или можешь. Но если можешь, условие неподъёмности невыполнено, что накладывает ограничение на всемогущество, которое перестаёт быть «все», становясь всего лишь могуществом. А это уж точно не божественная категория.
Невозможность всеведения чаще обосновывают принципиальной неопределённостью квантового мира, но можно привести и более схоластический аргумент. Всеведение неизбежно включает так же и всеведение о себе. Т.е. бог всеведующий должен знать о себе всё, включая и все свои будущие действия. Тем самым он лишен свободы выбора и, соответственно, не может быть всемогущим, поскольку он НЕ МОЖЕТ поступить иначе, чем он уже знает.
Отсюда разумеется вытекает и невозможность наличия у бога личностных качеств.

P.S. Вообще то точная цитата Кларка «Любая достаточно развитая технология неотличима от магии», но я специально слегка изменил её, не нарушив смысла.